Тесленко В.А.специалист Российско-французского центра образования и консалтинга (РФЦОК), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация valentinateslenko@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-1574-9359 SPIN-код: 1711-1817
Мeльников Р.М.доктор экономических наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, Институт государственной службы и управления (ИГСУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация rmmel@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6335-2458 SPIN-код: 3472-1666
Предмет. Совершенствование экономических отношений между различными структурами при реализации дуальной модели среднего профессионального образования. Цели. Разработка рекомендаций по масштабированию дуальной модели среднего профессионального образования в российских регионах. Методология. Для оценки эффективности внедрения дуальной модели среднего профессионального образования проведен регрессионный анализ. Для разработки предложений по масштабированию модели выполнен анализ передового зарубежного и отечественного опыта. Результаты. Выявлено, что развитие дуальной модели среднего профессионального образования создает предпосылки для успешного развития высокотехнологичных компаний в регионе. Обоснована необходимость оказания федеральной финансовой поддержки региональным торгово-промышленным палатам. Выводы. Распространение дуальной модели образования носит очаговый характер и ограничивается регионами с высоким уровнем экономического развития. Дальнейшее распространение модели требует реализации новой целевой программы, предусматривающей сбор заказов на обучение персонала у работодателей, организацию работы с потенциальными абитуриентами, совершенствование учебного процесса.
Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России: монография. М.: Высшая школа экономики, 2019. 272 с.
Мельников Р.М., Марголин А.М., Устенко В.С. и др. Эффективность инвестиций в человеческий капитал в современных условиях: монография. М.: Проспект, 2019. 318 с.
Кушлин В.И., Гапоненко Н.В., Ищенко Е.Г. и др. Государственное управление научно-инновационным развитием: новое в мировой практике: монография. М.: Проспект, 2017. 272 с.
Соловьева С.В. Дуальная система профессионального образования в Германии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. № 4. С. 95–99. URL: Link
Лысенко В.Г. Проектирование педагогических условий переноса опыта Германии на систему среднего профессионального образования России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 6–15. URL: Link
Thelen K. How Institutions Evolve: The Political Economy of Skills in Germany, Britain, the United States, and Japan. Cambridge, Cambridge University Press, 2004, 335 p. URL: Link
Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 117–138. URL: Link
Абанкина И.В., Дудырев Ф.Ф., Шабалин А.И. Управление системой СПО: от бюджетной зависимости к модели государственно-частного партнерства // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 4. С. 174–181. URL: Link
Пономаренко Е.В., Оганесян А.А., Тесленко В.А. Развитие электронного образования на английском языке в российских вузах // Государственная служба. 2018. Т. 20. № 6. С. 88–95. URL: Link
Кутаев Ш.К. Развитие системы подготовки кадров в интересах регионального рынка труда // Региональная экономика: теория и практика. 2010. Т. 8. Вып. 22. C. 62–68. URL: Link
Степусь И.С. Стратегическое развитие экономики арктического макрорегиона и его обеспеченность кадрами со средним профессиональным образованием // Региональная экономика: теория и практика. 2016. Т. 14. Вып. 11. С. 66–80. URL: Link
Клименко Т.К. К вопросу о дуальном образовании // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2016. № 2. С. 32–36. URL: Link
Acemoglu D., Pischke J.-S. Why Do Firms Train? Theory and Evidence. The Quarterly Journal of Economics, 1998, vol. 113, iss. 1, pp. 79–119. URL: Link
Маркес II И. Профессиональное образование и механизмы государственно-частных партнерств в российских регионах // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 4. С. 198–207. URL: Link
Ремингтон Т.Ф. Государственно-частные партнерства в сфере СПО: адаптация немецкой модели дуального образования // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 4. С. 182–189. URL: Link
Remington T.F. Business-Government Cooperation in VET: A Russian Experiment with Dual Education. Post-Soviet Affairs, 2017, vol. 33, iss. 4, pp. 313–333. URL: Link
Бочаров И.В. Социальное партнерство с работодателями как ключевое условие модернизации профессионального образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 2-2. C. 15–20. URL: Link
Таишева Г.Р., Исмагилова Э.Р., Шайхутдинова Ю.Н. Создание экскурсионно-ознакомительных программ на производственных предприятиях региона как фактор повышения престижа рабочих профессий у обучающихся в средних, средних специальных и высших учебных заведениях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. Вып. 8. C. 1566–1578. URL: Link