Авилкина С.В.кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления, Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина (РГРТУ), Рязань, Российская Федерация s.avilkina@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-0521-9493 SPIN-код: 5525-0445
Предмет. Кадровый потенциал экономики региона. Цели. Анализ подходов к диагностике цифровых компетенций; понятий «цифровая грамотность» и «цифровые компетенции»; существующих моделей цифровых компетенций. Создание модели цифровых компетенций, включающей их укрупненные группы; разработка методики диагностики уровней освоения цифровых компетенций. Методология. Использованы методы теоретического обобщения, системного и статистического анализа. Результаты. Разработана модель компетенций, включающая следующие укрупненные группы: «Цифровой офис», «Использование сетевых технологий», «Цифровая безопасность в профессиональной деятельности», «Инсталляция программного обеспечения и приложений». Методика диагностики уровней освоения цифровых компетенций апробирована на базе Министерства образования и молодежной политики Рязанской области. Выводы. Использование разработанной методики способствует индивидуальному планированию обучения и профессионального развития, позволяет минимизировать финансовые и временные затраты на обучение сотрудников. Материалы исследования могут быть применены в процессе исследований научно-практических проблем подготовки кадров для цифровой экономики региона.
Ключевые слова: цифровая экономика региона, система профессионального образования, модель цифровых компетенций, диагностика уровней освоения цифровых компетенций
Список литературы:
Любушин Н.П., Бабичева Н.Э., Усачев Д.Г., Шустова М.Н. Генезис понятия «устойчивое развитие экономических систем различных иерархических уровней» // Региональная экономика: теория и практика. 2015. Т. 13. Вып. 48. С. 2–14. URL: Link
Ефимушкин В.А., Ледовских Т.В., Щербакова Е.Н. Инфокоммуникационное технологическое пространство цифровой экономики // T-Comm – Телекоммуникации и Транспорт. 2017. Т. 11. № 5. С. 15–20. URL: Link
Салютина Т.Ю., Кузовков А.Д. Анализ методов и подходов к измерению процессов информатизации и движения к информационному обществу // T-Comm – Телекоммуникации и Транспорт. 2016. Т. 10. № 6. С. 52–57. URL: Link
Грачев С.А., Доничев О.А. Ключевые аспекты развития регионов в условиях становления цифровой экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. Вып. 12. С. 2214–2229. URL: Link
Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. Т. 11. Вып. 6. С. 22–36. URL: Link
Криничанский К.В. Политико-экономические аспекты формирования модели регионального развития в России // Региональная экономика: теория и практика. 2013. Т. 11. Вып. 7. С. 2–13. URL: Link
Стариков Е.Н., Раменская Л.А. Формирование цифровой экономики Cвердловской области: предпосылки, тренды, направления технологического развития // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. Вып. 8. С. 1429–1444. URL: Link
Эпштейн Н.Д., Егорова Е.А., Смелов П.А. Подходы к типологизации миграционных потоков в Российской Федерации // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 3. С. 175–180. URL: Link
Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 87–98. URL: Link
Давыдов С.Г., Логунова О.С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 41. С. 120–141. URL: Link
Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 4. С. 797–801. URL: Link
Савенко А.В., Ворошилова И.С., Федорова Н.П. и др. Диагностика компетенций и личностно-профессиональных качеств на основе современных математических методов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 2. С. 217–220. URL: Link
Авилкина С.В., Бакулева М.А., Клейносова Н.П. Математическая модель формирования базовой статистической выборки для оценки уровня освоения цифровых компетенций преподавателей // Статистика и Экономика. 2018. Т. 15. № 6. С. 26–35. URL: Link
Авилкина С.В., Бакулева М.А., Клейносова Н.П. Разработка методики оценки уровней цифровых компетенций при подготовке кадров // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. Вып. 2. С. 40–51. URL: Link