Андреев А.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративной экономики, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов, Российская Федерация awvv@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-6006-9611 SPIN-код: 5051-1171
Предмет. Место и роль лидирующих молочных компаний в формировании современного российского рынка переработки молока. Цели. Анализ возможностей и угроз, связанных с влиянием лидирующих молочных компаний на отдельные рынки переработки молока, в контексте преимущества месторасположения на примере Воронежской и Ленинградской областей. Методология. Использованы теория конкурентного позиционирования, ресурсная концепция и трансакционный подход, позволяющие описать процесс образования бизнес-группы в трехчастной последовательности: рост – развитие – структура. Результаты. На рынках с доминирующим положением молочных предприятий, контролируемых лидирующими компаниями, выявлены дисбалансы в объеме переработки и производства молока-сырья, обусловленные политикой региональной экспансии. Выводы. Лидирующие молочные компании определяют правила, обязательные для всех участников рынка переработки молока, однако некоторые способы ведения конкуренции неоднозначны. В частности, порождает проблемы такой способ организации закупок, как перекрестное снабжение, а также применение к хозяйствам-поставщикам ценовой дискриминации. Эти действия повышают значимость антимонопольной политики в сфере регулирования отдельных сегментов молочной отрасли.
Ключевые слова: мотив лидерства и рыночной власти, широкая конкурентная позиция, горизонтальная интеграция, двойной доступ, сырьевая база, потребители
Список литературы:
Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Конкурентная политика: состав, структура, система // Современная конкуренция. 2010. № 1. С. 5–20. URL: Link
Андреев А.В. Формирование конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности: теория и практика // Научное обозрение. 2012. № 4. С. 316–327.
Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Паблишер, 2016. 1020 с.
Лукьянов С.А., Кисляк Н.В. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 101–110. URL: Link
Barney J.B. Is the Resource-Based “View” a Useful Perspective for Strategic Management Research? Yes. Academy of Management Review, 2001, vol. 26, no. 1, pp. 41–56. URL: Link
Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. 2011. Т. 9. № 3. С. 3–28. URL: Link
Андреев А.В. Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности: теория и практика (на примере молокоперерабатывающих предприятий) // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2013. № 1. С. 71–84. URL: Link
Чарыкова О.Г., Закшевская Е.В., Сальникова Е.В. и др. Концептуальные направления развития рынка молока областей ЦЧР: монография. Воронеж: Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района РФ, 2018. 258 с.
Отинова М.Е., Гаврилова З.В. Механизм взаимодействия аграрного предпринимательства и государства: монография. Воронеж: Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района РФ, 2018. 154 с.
Суровцев В.Н., Никулина Ю.Н. «Молочный пояс»: проблемы формирования и эффективность развития в Нечерноземной зоне Российской Федерации: монография. СПб.: СПбГЭУ, 2017. 115 с.
Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. 702 с.
Menard C. The Economics of Hybrid Organizations. Journal of Institutional and Theoretical Economics (JITE), 2004, vol. 160, iss. 3, pp. 345–376. URL: Link