Предмет. Глобальные цепочки создания стоимости как важнейший драйвер развития мировой экономики. Цели. Обоснование условий интеграции российских экспортных сетей в систему функционирования глобальных цепочек создания стоимости. Методология. Исследование выполнено на основе концептуальной модели распределенного создания добавленной стоимости. Оценка степени интеграции российских экспортных сетей в систему мирохозяйственных связей проведена с использованием официальных данных об объемах конечной и промежуточной продукции в российском национальном экспорте и импорте. Результаты. Проведен анализ возможностей интеграции российских товаропроизводителей в глобальные цепочки создания стоимости. Представлены выводы о целесообразности участия предприятий в этих глобальных цепочках в зависимости от этапа производственного процесса и направления товародвижения. Выводы. Прямое участие российских товаропроизводителей в глобальных цепочках создания стоимости ограничено в большей степени поставками первичных ресурсов и продукции низкой степени переработки для нужд иностранных производителей. Обратное участие определяется поставками комплектующих для производства конечной продукции, реализуемой на внутренних рынках. В российском экспорте доля иностранной добавленной стоимости незначительна. Необходимо создавать экспортные сети как для интеграции в существующие глобальные цепочки создания стоимости, так и для создания собственных.
Ключевые слова: глобальные цепочки создания стоимости, экспортные сети, интеграция
Список литературы:
Бочаров С.Н., Цомаева И.В. Об исследовательской модели изучения феномена глобальных цепочек создания стоимости // Экономика. Профессия. Бизнес. 2018. Т. 3. № 3. С. 29–35. URL: Link
Dedrick J., Kraemer K.L., Linden G. Who Profits from Innovation in Global Value Chains?: A Study of the iPod and Notebook PCs. Industrial and Corporate Change, 2010, vol. 19, iss. 1, pp. 81–116. URL: Link
Shin N., Kraemer K., Dedrick J. R&D, Value Chain Location and Firm Performance in the Global Electronics Industry. Industry and Innovation, 2009, vol. 16, iss. 3, pp. 315–330. URL: Link
Кукушкина Ю.М. Глобальные цепочки создания стоимости и корпоративные интересы транснациональных корпораций // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 2. С. 107–117. URL: Link
Normann R., Ramırez R. From Value Chain to Value Constellation: Designing Interactive Strategy. Harvard Business Review, 1993, vol. 71, iss. 4, pp. 65–77. PMID: 10127040.
Van Assche A. Global Value Chains and Canada's Trade Policy: Business as Usual or Paradigm Shift? IRPP Study, 2012, no. 32, pp. 3–26. URL: Link
Волкова М.А. Проблемы включения российской экономики в глобальные цепочки создания стоимости: региональный аспект // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18. № 4. С. 190–205. URL: Link
Хмелева Г.А., Федоренко Р.В., Асанова С.С., Кулик А.А. Факторы, благоприятствующие встраиванию региональных предприятий в глобальные цепочки создания стоимости инновационной продукции // Вестник Самарского муниципального института управления. 2019. № 3. С. 67–77. URL: Link
Shih S. Me – Too is Not My Style: Challenge Difficulties, Break Through Bottlenecks, Create Values. Taipei, The Acer Foundation, 1996, 247 p.
Shin N., Kraemer K.L., Dedrick J. Value Capture in the Global Electronics Industry: Empirical Evidence for the “Smiling Curve” Concept. Industry and Innovation, 2012, vol. 19, iss. 2, pp. 89–107. URL: Link
Mudambi R. Location, Control and Innovation in Knowledge-Intensive Industries. Journal of Economic Geography, 2008, vol. 8, iss. 5, pp. 699–725. URL: Link
Ernst D., Lim L. Global Production Networks, Knowledge Diffusion and Local Capability Formation. Research Policy, 2002, vol. 31, iss. 8-9, pp. 1417–1429. URL: Link00072-0
Гудкова Т.В. Глобальные цепочки создания добавленной стоимости в условиях цифровизации экономики // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17. № 1. С. 53–64. URL: Link
Наумова Т.С., Шакирзянова Е.И. Участие России в глобальных цепочках создания добавленной стоимости // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2. С. 363–366. URL: Link
Sadriev A.R., Kamaev B.N. Assessment of Organizations Readiness for Networking Collaboration. Utopía Y Praxis Latinoamericana, 2019, vol. 24, iss. 1, pp. 324–334. URL: Link
Садриев А.Р., Камаев Б.Н., Маъруфи М. Концептуальные основы формирования экспортных сетей в сфере высоких технологий // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 9. С. 96–99. URL: Link
Melnik A.N., Ermolaev K.A., Kuzmin M.S. Mechanism for Adjustment of the Companies Innovative Activity Control Indicators to Their Strategic Development Goals. Global Journal of Flexible Systems Management, 2019, vol. 20, iss. 3, pp. 189–218. URL: Link