Алехин С.Н.доктор экономических наук, доцент, председатель комиссии по экономическому развитию, предпринимательству и охране окружающей среды, Общественная палата Тульской области, Тула, Российская Федерация sn_alehin@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Левачева Д.А.начальник отдела работы с налогоплательщиками, УФНС России по Тульской области, Тула, Российская Федерация nalog71@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Партнерские отношения в налогообложении как фактор повышения эффективности налогового администрирования и развития налогового потенциала. Цели. Выявить возможности развития налогового потенциала посредством совершенствования налогового администрирования на основе использования партнерских отношений в налогообложении с применением согласованных мер налогового реагирования, позволяющих обеспечить жизнедеятельность налогоплательщиков в проблемных ситуациях экономики страны. Методология. Использовались методы системного анализа и динамического моделирования. Результаты. Предложена модификация схемы системы налогового администрирования, реализующая партнерские отношения налогоплательщиков и налоговых органов, позволяющая регламентировать действия при принятии обоснованных решений по выбору режима налогового реагирования: проведения контрольных мероприятий и взыскания задолженности. Уточнены требования к налогоплательщикам и систематизированы критерии их добросовестности, обусловливающие целесообразность применения к ним индивидуализированного подхода. Область применения. Представленные результаты и рекомендации могут быть использованы всеми участниками налогового процесса. Выводы. На настоящем этапе методически и организационно не решены вопросы применения индивидуализированного подхода с учетом реальных возможностей сохранения жизнедеятельности налогоплательщиков в проблемных ситуациях, что может приводить к потерям налогового потенциала. Смягчение мер налогового реагирования (по срокам и по составу) при соблюдении налогоплательщиками требований добросовестности является залогом поддержания и развития налогового потенциала. Максимальный долговременный эффект партнерства достигается, если действия налоговых органов предсказуемы, их последствия ясны и учитывают потребности предприятий по сохранению жизнедеятельности.
Паскачев А.Б. Налоговый потенциал экономики России. М.: Мелап, 2001. 396 с.
Пансков В.Г. Новые подходы к теории и практике налогового администрирования // Международный бухгалтерский учет. 2014. Т. 17. № 10. С. 60–63. URL: Link
Ефремова Т.А. Качество и результативность налогового администрирования: методики оценки и их характеристика // Финансы и бизнес. 2014. № 2. С. 70—77.
Ефремова Т.А. Налоговое администрирование в России: предпосылки становления и особенности функционирования // NB: Финансовое право и управление. 2013. № 2. С. 1–23. URL: Link
Nasyrova V. Estimation of the Quality of Tax Administration in the Russian Federation. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, vol. 6, no. 1 S3, pp. 16–19. URL: Link
Алехин С.Н., Левачева Д.А. Эволюция механизма принудительного взыскания задолженности перед бюджетом // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2018. Т. 80. № 2. С. 358–365. URL: Link
Куклина Т.В. Оценка добросовестности налогоплательщика в системе дифференцированного налогового администрирования // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3. С. 146–151. URL: Link
Пилипенко А.А. Категория «добросовестность» в налогово-правовой сфере: научные и прикладные подходы // Финансовое право. 2012. № 5. С. 26–29. URL: Link
Чухнина Г.Я. Налоговый контроль в системе сдачи налоговой отчетности в электронном виде // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 3. С. 24–32. URL: Link
Лобачев А.А., Николаева Т.А. Проблемы осуществления налогового контроля посредством использования телекоммуникационных каналов связи // Право и современные государства. 2015. № 6. С. 37–43. URL: Link