Киселенко А.Н.доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель лаборатории проблем транспорта, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН (ИСЭ и ЭПС ФИЦ Коми НЦ УрО РАН), Сыктывкар, Российская Федерация kiselenko@iespn.komisc.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 1045-9594
Сундуков Е.Ю.кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории проблем транспорта, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН (ИСЭ и ЭПС ФИЦ Коми НЦ УрО РАН), Сыктывкар, Российская Федерация translab@iespn.komisc.ru https://orcid.org/0000-0003-0141-8292 SPIN-код: 8735-7995
Предмет. Пропускные способности и грузооборот морских портов Европейской и Приуральской Арктики. Цели. Разработать сценарии развития морских портов Европейской и Приуральской Арктики, которые позволяют прогнозировать их грузооборот и определять возможности по приросту мощностей. Методология. Применены методы статистического, системного и сравнительного анализа. Результаты. Проанализированы текущие мощности и грузооборот морских портов Европейской и Приуральской Арктики. Для портов Мурманск и Сабетта разработаны полиномиальные регрессионные модели для получения прогнозных значений на 2022 г. Выявлены факторы, которые могут негативно повлиять на развитие портовой инфраструктуры Арктического бассейна. С учетом предлагаемых к реализации проектов по увеличению мощностей морских портов Европейской и Приуральской Арктики разработаны четыре сценария развития портовой инфраструктуры региона, проведен SWOT-анализ проектов. Выводы. С точки зрения повышения безопасности России и усиления транспортных связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом посредством Северного морского пути самым важным проектом является строительство морского порта в бухте Индига и железной дороги к нему от Сосногорска.
Ключевые слова: Европейская и Приуральская Арктика, Северный морской путь, мощностные характеристики, морские порты, грузооборот порта, сценарии развития
Список литературы:
Киселенко А.Н., Сундуков Е.Ю. Оптимистический и пессимистический сценарии формирования транспортных подходов к Арктической транспортной системе на основе достижения целевых показателей // Мир транспорта. 2020. Т. 18. № 6. С. 46–62. URL: Link
Петров М.Б., Кожов К.Б. Новые подходы к прогнозированию в целях управления развитием больших систем территориальной инфраструктуры // Инновационный транспорт. 2017. № 2. С. 3–10. URL: Link_2017_(web).pdf
Киселенко А.Н., Малащук П.А., Сундуков Е.Ю., Фомина И.В. Прогнозные ориентиры развития транспортных подходов к западной части Арктической транспортной системы // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 3. С. 63–73. URL: Link
Курило А.Е., Дружинин П.В. Сценарии социально-экономического развития регионов Белого моря // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 52–69. URL: Link
Фисенко А.И., Кулешова Е.А. Конкурентоспособность морских портов Дальнего Востока и проблемы формирования их грузовой базы // Транспортное дело России. 2012. № 5. С. 189–192. URL: Link
Киселенко А.Н., Малащук П.А., Сундуков Е.Ю. Оценка соответствия провозных и пропускных способностей транспортных путей Европейского и Приуральского Севера России потребностям Арктической транспортной системы // Проблемы развития территории. 2019. № 3. С. 33–48. URL: Link
Полаева Г.Б., Зубарев Е.В. Особенности планирования графика поставок СПГ в арктических условиях // Инновации и инвестиции. 2020. № 8. С. 194–198. URL: Link
Негреева В.В., Абаркина Д.В. Ямал СПГ: новые риски и возможности российского ТЭК в Арктике // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2016. № 4. C. 88–94. URL: Link
Лукьянец А.С., Брагин А.Д. Оценка масштабов и перспектив влияния климатических рисков на социально-экономическое развитие России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 6. С. 197–209. URL: Link