Сравнительный анализ экономической эффективности добычи и транспортировки каменного угля по маршрутам Северного морского пути международным потребителям с месторождений полуострова Таймыр
Кошкарев М.В.преподаватель, Институт деловой карьеры (ИДК), Москва, Российская Федерация, Институт экономических проблем имени Г.П. Лузина, Кольский научный центр РАН, Апатиты, Российская Федерация karakas@inbox.ru https://orcid.org/0000-0002-8908-8517 SPIN-код: 6175-4547
Предмет. Модернизация транспортной инфраструктуры, политика «поворота на Восток». Цели. Поиск наиболее эффективного подхода к освоению месторождений полезных ископаемых, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации. Оценка перспектив расширения экспорта полезных ископаемых в Китай, Индию и другие страны Азии. Методология. Проведен сравнительный анализ данных по добыче и экспорту угля в различные страны. Результаты. Установлено, что минерально-сырьевые центры, создание которых предусмотрено Стратегией пространственного развития Российской Федерации, будут способствовать усилению экономической активности в Арктике. Объем разведанных запасов угля на полуострове Таймыр позволяет создать крупный энергетический кластер. Добыча углеводородного сырья в Арктике и модернизация соответствующей инфраструктуры могут принести больше выгод в случае параллельной разработки месторождений, локализованных вблизи Северного морского пути. Выводы. В северных регионах России необходимо развивать сеть автомобильных и железных дорог, что позволит увеличить транспортные потоки, от которых зависит успех в реализации политики «поворота на Восток».
Ключевые слова: угледобывающая промышленность, полуостров Таймыр, Индия, Китай, Северный морской путь, минерально-сырьевые центры
Список литературы:
Скуфьина Т.П., Хаценко Е.С. Тенденции к формированию социальных кластеров в системе региональной экономики Арктической зоны // Уголь. 2023. № 5. С. 68–71. URL: Link
Самарина В.П., Скуфьина Т.П., Самарин А.В. Перспективы жизни и работы в Арктике: мнения работников горного предприятия // Уголь. 2022. № 4. С. 28–33. URL: Link
Байков А.А., Виноградов А.В., Дьячков И.В. и др. «Азиатский поворот» в российской внешней политике: достижения, проблемы, перспективы: монография. М.: Аспект Пресс, 2022. 256 с.
Filimonova I., Ivershin A., Provornaya I. Optimization of the Field Development Mode by the Criterion of Maximizing Economic Efficiency. In: Guda A. (ed.) Networked Control Systems for Connected and Automated Vehicles. NN 2022. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 510. Cham, Springer, 2023, pp. 1189–1198. URL: Link
Степанов Н.С. Арктика и развитие Северного морского пути в институциональной модернизации экономики России // Федерализм. 2019. № 1. С. 5–23. URL: Link
Зайков К.С., Кондратов Н.А., Липина С.А., Бочарова Л.К. Организационные механизмы реализации политики России в Арктике в XXI веке // Арктика и Север. 2020. № 39. С. 75–109. URL: Link
Лукин Ю.Ф. Многоликая Арктика в поиске времени и смыслов: монография. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2019. 241 с.
Журавель В.П. Развитие Северного морского пути: национальные и международные аспекты // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 2. С. 119–124. URL: Link