Чмышенко Е.Г.доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, региональной и отраслевой экономики, Оренбургский государственный университет (ОГУ), Оренбург, Российская Федерация elenach2@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 4324-8036
Чмышенко Е.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, региональной и отраслевой экономики, Оренбургский государственный университет (ОГУ), Оренбург, Российская Федерация welva.chev@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 6452-7578
Предмет. Организационно-экономические отношения, связанные с формированием и реализацией конкурентных преимуществ региона. Цели. Определение источников формирования конкурентных преимуществ в регионе. Методология. Применены общенаучные методы исследования. Результаты. Рассмотрены основные типы конкуренции регионов: вертикальная и горизонтальная. Показана необходимость выделения финансовых ресурсов из федерального бюджета на развитие регионов. Установлено, что традиционные преимущества регионов (абсолютные и сравнительные) в современном мире теряют свою значимость, и необходимо формировать конкурентные преимущества на основе стратегического, рыночного и ресурсного подходов. Выделена значимость интеллектуальных ресурсов региона. Выводы. Решение выявленных проблем авторы видят в переходе к стратегическому управлению конкурентными преимуществами, предполагающему реализацию инновационно-инвестиционных стратегий.
Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации: монография. М.: ТЕИС, 2004. 526 с.
Татаркин А.И. Конкурентное позиционирование регионов и территорий в пространственном развитии России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 8. С. 148–158. URL: Link
Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2008. 148 с.
Савельев Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике: монография. Петрозаводск: Карельский научный центр Российской академии наук, 2010. 477 с.
Барабанов А.С. Управление региональной конкурентоспособностью: монография. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, 2014. 160 с.
Головихин С.А., Неживенко Е.А. Конкурентоспособность российских регионов: монография. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2017. 227 с.
Porter M.E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York, Simon and Schuster, 2008, 592 p.
Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. New York, Free Press, 1990, 855 p.
Day G.S. Market Driven Strategy: Processes for Creating Value. New York, Free Press , 1999, 432 p.
Lambin J.-J. Le Marketing Strategique: Une Perspective Europeenne. Paris, Ediscience International, 1994, 578 p.
Kotler P., Haider D.H., Rein I.J. Marketing Places: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities, States, and Nations. New York, Free Press, 1993, 388 p.
Barney J. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage. Journal of Management, 1991, vol. 17, iss. 1, pp. 99–120. URL: Link
Аганбегян А.Г. Россия: от стагнации к устойчивому социально-экономическому росту // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Т. 237. № 5. С. 310–362. URL: Link
Гапоненко А.Л., Мясоедов П.С. Специфика менеджмента знаний в новых малых организациях // Управленческое консультирование. 2017. № 5. С. 103–111. URL: Link
Клейнер Г.Б. Интеллектуальная экономика цифрового века // Экономика и математические методы. 2020. Т. 56. № 1. С. 18–33. URL: Link
Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями: монография / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2013. 624 с.
Колин К.К. Современные проблемы и приоритеты науки и образования России // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 2. С. 34–51. URL: Link