Заборцева Т.И.доктор географических наук, доцент, заведующая лабораторией экономической и социальной географии, Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН, Иркутск, Российская Федерация zabti@irigs.irk.ru
Суменкова Л.А.кандидат географических наук, инженер лаборатории экономической и социальной географии, Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН, Иркутск, Российская Федерация passwrd@mail.ru
Предмет. Статья посвящена проблеме изучения маркетинга в сфере страхования. Цели. Изучение и применение принципов работы страхового маркетинга на региональном рынке страховых услуг. Методология. Методологической основой исследования послужили отраслевой и территориальный подходы изучения страхового сегмента услуг. Авторский комплексный анализ основан на системном подходе с применением интерактивных форм доступа для получения необходимой ведомственной информации, дополняющей базовые социально-экономические показатели. Результаты. Представлена схема функционирования современного страхового маркетинга. Рассмотрены ключевые объекты маркетинга страхового рынка на примере КАСКО в Иркутской области – одного из самых динамично развивающихся среди отечественных видов добровольного страхования. Дано авторское определение страховому маркетингу с учетом складывающейся системы его функционирования. На основе половозрастной структуры населения Иркутской области выявлен контингент потребителей КАСКО. Представлена региональная и федеральная динамика уровня автомобилизации. Выявлены факторы, влияющие на основные показатели экономической деятельности КАСКО, которые следует учитывать страховым компаниям при разработке тарифной политики. Выводы. Стратегии страхового маркетинга в первую очередь должны быть направлены на создание научно-обоснованной информационной базы, в том числе на изучение важнейших составляющих демографического потенциала, а также реального и прогнозируемого отечественного автомобильного рынка. Полученные результаты могут быть использованы в экономической деятельности страховых организаций при разработке маркетинговых стратегий автострахования. Кроме того, обобщенные данные будут способствовать повышению общей культуры страхового поведения потенциальных потребителей.
Wright J.S. Leaders in Marketing // Journal of Marketing. 1973. № 37. Р. 71–72.
Crosby L.A., Stephens N. Effects of Relationship Marketing on Satisfaction, Retention, and Prices in the Life Insurance Industry // Journal of Marketing Research. 1987. № 24. P. 404–411.
Ryals L. Making Customer Relationship Management Work: The Measurement and Profitable Management of Customer Relationships // Journal of Marketing. 2005. № 69. P. 252–261.
Велиметов Р.Ш. Принципы и задачи маркетинга в страховой деятельности // Транспортное дело России. 2009. № 10. С. 5–7.
Мамедова И.И. Системный подход в маркетинговой деятельности страховой компании // Транспортное дело России. 2010. № 11. С. 167–169.
Скрыпникова М.Н. Маркетинг в страховании // Российское предпринимательство. 2001. № 7. С. 57–60.
Панкрухин А.П. Логика развития и сущность маркетинга // Практический маркетинг. 2009. № 5. С. 3–14.
Ефимушкин С.Н., Овсянникова А.Б. Функция маркетинга в системе управления НИР технического университета // Российское предпринимательство. 2005. № 11. С. 62–64.
Шебзухова Д.К. Механизм управления региональным страховым рынком // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 67–75.
Шевченко Д.А. Стратегический маркетинг организации: принципы планирования и реализации // Практический маркетинг. 2010. № 3. С. 4–9.
Рыбкин И. Секреты мастерства страхового менеджера: как быстро набрать агентов и эффективно управлять группой. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. 432 с.
Пинкин Ю.В. Стартовый курс страхового консультанта. М.: МарТ, 2008. 320 с.
Зубец А.Н. Маркетинговые исследования страхового рынка. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. 244 с.
Зубец А.Н. Страховой маркетинг. М.: Анкил, 2011. 256 с.
Черенков А.А. «Статистический» подход к сегментации рынка // Практический маркетинг. 2009. № 8. С. 55–61.
Крылов И. Социальные аспекты технологии маркетинга (сегментирование, позиционирование, брендинг) // Практический маркетинг. 1998. № 2. С. 2–7.
Федорец М.Н. Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 6. С. 16–21.
Громов Н.Н. Менеджмент на транспорте. М.: Академия, 2003. 528 с.
Кучерова Н.В. Тенденции развития страхового маркетинга в России // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2010. Т. 4. № 28-1. С. 154–158.
Кучерова Н.В. Методологический подход к систематизации методов анализа рынка страховых услуг и методика изучения его потенциала // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2010. Т. 1. № 25-1. С. 153–156.
Селезнева О.В., Толстых Т.Н. Тенденции развития региональных локальных рынков страхования // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. № 9. С. 31–41.
Журавлева М.М. Влияние коммуникационных технологий на развитие экономики и управления // Актуальные проблемы экономики, менеджмента и туризма. Иркутск: МГЛУ. 2015. С. 69–75.
Кузнецова С.А., Маркова В.Д. Новые тренды в развитии теории и методов стратегического менеджмента // Регион: экономика и социология. 2015. № 2. С. 266–283.
Бранденбургер А., Нейлбафф Б. Co-opetition: Конкурентное сотрудничество в бизнесе. М.: Кейс, 2012. 352 с.
Прахалад К.К., Рамасвами В. Будущее конкуренции: Создание уникальной ценности вместе с потребителями. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 352 с.