Солнцев И.В.кандидат экономических наук, директор Центра стратегических исследований в спорте, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация Ilia.solntsev@gmail.com
Предмет. В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 г. в развитие футбола и сопутствующую инфраструктуру в Российской Федерации вкладываются значительные средства. С учетом того, что основное финансирование осуществляется за счет бюджетных источников, органы государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях нуждаются в эффективной системе контроля и управления всеми субъектами футбольной индустрии. Важнейшим элементом этой системы может стать оценка эффективности деятельности футбольных организаций, в основу которой будет положена модель рейтинговой оценки и бенчмаркинга. Цели. Разработка методики рейтинговой оценки эффективности деятельности региональных федераций футбола. Методология. Автором была проанализирована современная система оценки спортивных организаций, нормативно-правовая база, сложившаяся в этой области, практические аспекты, связанные с управлением футболом в Российской Федерации, а также механизмы распределения финансирования между субъектами футбола. Учитывая, что развитие отечественного футбола должно базироваться в регионах страны, основной акцент в работе сделан на региональный уровень управления. Результаты. Выявлены факторы, определяющие эффективность деятельности региональных федераций футбола. Создана единая модель рейтинговой оценки, позволяющая идентифицировать лидеров отрасли по отдельным направлениям. Выводы. Разработанная модель может быть использована для принятия управленческих решений, а также для справедливого распределения средств, выделяемых как на развитие спорта в целом, так и на футбол в отдельности. В дальнейшем подобная система может быть внедрена и в других видах спорта, а также адаптирована для оценки эффективности деятельности спортивных клубов, что поможет решить задачу их постепенной приватизации.
Карминский А.М., Пересецкий А.А., Петров А.Е. Рейтинги в экономике: методология и практика. М.: Финансы и статистика, 2005. 240 с.
Карминский А.М., Пересецкий А.А. Модели рейтингов международных агентств // Прикладная эконометрика. 2007. № 1. С. 1–17.
Langville Amy N., Meyer Carl D. Who's #1?: The Science of Rating and Ranking. Princeton University Press, 2012. 272 p.
Chelladurai P., Haggerty T.R. Measures of Organizational Effectiveness of Canadian National Sport Organizations // Canadian Journal of Sport Sciences. 1991. Vol. 16. P. 126–133.
Papadimitriou D., Taylor P. Organizational Effectiveness of Hellenic National Sports Organizations: A Multiple Constituency Approach // Sport Management Review. 2000. Vol. 3. № 1. P. 23–46. doi: 10.1016/S1441-3523(00)70078-7
Koh-Tan A. The Determinants of Effectiveness of Sporting Associations in Singapore // Managing Leisure. 2011. Vol. 16. № 3. P. 216–230. doi: 10.1080/13606719.2011.583409
Wolfe R., Hoeberb L., Babiak K. Perceptions of the Effectiveness of Sport Organizations: The case of intercollegiate athletics // European Sport Management Quarterly. 2002. Vol. 2. № 2. P. 135–156. doi: 10.1080/16184740208721917
Veerle De Bosscher, Shilbury D., Theeboom M., Jo Van Hoecke & Paul De Knop. Effectiveness of National Elite Sport Policies: A Multidimensional Approach Applied to the Case of Flanders // European Sport Management Quarterly. 2011. Vol. 11. № 2. P. 115–141. doi: 10.1080/16184742.2011.559133
Russell J.J. Martindale, Dave Collins & Andy Abraham. Effective Talent Development: The Elite Coach Perspective in UK Sport // Journal of Applied Sport Psychology. 2007. Vol. 19. № 2. P. 187–206. doi: 10.1080/10413200701188944
Солнцев И.В. Оценка стоимости футбольных клубов и больших спортивных арен. М.: Проспект, 2016. 152 с.
Солнцев И.В. Применение доходного подхода к оценке футбольного клуба // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 7. С. 18–29.
Donald L.Alexander and William Kern. The Economic Determinants of Professional Sports Franchise Values // Journal of Sports Economics. 2004. Vol. 5. № 1. P. 51–66. doi: 10.1177/1527002503251715
Rodney Fort. The Value of Major League Baseball Ownership // International Journal of Sport Finance. 2006. Vol. 1. P. 9–20.
Miller P.A. Private Financing and Sports Franchise Values: The case of major league baseball // Journal of Sports Economics. 2007. Vol. 8. № 5. P. 449–467. doi: 10.1177/1527002506292583
Barajas A. Valuation Model for Football Clubs Based on the Key Factors of Their Business. Pamplona, 2004. 442 p.
Damodaran A. Investment Valuation: Tools and Techniques for Determining the Value of Any Asset (3rd edit.). New York. John Wiley & Sons, 992 p.
Nicolas Scelles, Boris Helleu, Christophe Durand, Liliane Bonnal. Determinants of Professional Sports Firm Values in the United States and Europe: A Comparison Between Sports over the Period 2004–2011 // International Journal of Sport Finance. 2013. Vol. 8. P. 280–293.
Nicolas Scelles, Boris Helleu, Christophe Durand, Liliane Bonnal. Professional Sports Firm Values: Bringing New Determinants to the Foreground? A Study of European Soccer, 2005–2013 // Journal of Sports Economics. 2014. Vol. 1. doi: 10.1177/1527002514538976
Воробьев А.И., Солнцев И.В. Построение системы рейтингов в современном футболе // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 3. С. 110–120.
Воробьев А.И., Солнцев И.В., Прилепкин А.И., Рубанович К.Б. Разработка рэнкинговой модели оценки эффективности развития футбола в странах ФИФА // Спорт: экономика, право, управление. 2015. № 4. С. 11–13.