Фролов Д.П.доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация ecodev@mail.ru
Стрекалова А.С.кандидат биологических наук, студентка магистратуры Института управления и региональной экономики по направлению «Менеджмент», Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация strekalovaas@mail.ru
Предмет. В статье анализируются опыт и перспективы использования инновационных парков (инновационно-демонстрационных площадок) в рамках маркетинговой стратегии репозиционирования и устойчивого развития старопромышленных регионов в условиях постиндустриальной экономики. Цели. Cистематизация зарубежного и российского опыта использования инновационных парков в качестве инструментов адаптации депрессивных старопромышленных территорий к постиндустриализации, обоснование потенциала и перспектив формирования в индустриальных регионах Российской Федерации инновационно-демонстрационных площадок в качестве инструмента территориального маркетинга. Методология. Статья базируется на методологии системного анализа, используются методы компаративного, функционально-структурного, бенчмаркингового анализа и кейс-анализа. Результаты. Определено, что преодоление депрессивного состояния старопромышленных территорий, сталкивающихся с вызовами постиндустриализации, во всем мире все в большей степени связывается с сочетанием потенциала инновационных проектов и инструментария территориального маркетинга. Показано, что парки устойчивого развития (в частности, инновационные парки) в настоящее время являются одним из наиболее актуальных маркетинговых инструментов развития старопромышленных территорий, обеспечивая их репозиционирование, ребрендинг и редизайн. Предложен авторский проект инновационно-демонстрационных площадок на основе технологий ветроэнергетики. Обоснованы его конкурентные преимущества, описана структурная композиция и роль таких площадок в устойчивом развитии старопромышленных территорий. Выводы. В старопромышленных регионах целесообразно активнее использовать потенциал маркетинга территорий, сочетая сугубо маркетинговые инструменты с инновационными. Инновационно-демонстрационные площадки на основе технологий ветроэнергетики и кинетического искусства позволят привлечь внимание инвесторов и туристов к потенциалу старопромышленных территорий, активизировать международное сотрудничество в области науки и образования, расширить культурное пространство регионов, стимулировать коллаборацию и коммуникацию заинтересованных групп.
Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиаван А. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 240 с.
Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 376 с.
Edvards A.R. The Sustainability Revolution: Portrait of a Paradigm Shift. Gabriola Island, Canada, New Society Publishing, 2005, 207 p.
Dinnie K. Nation Branding: Concepts, Issues, Practice. N.Y., Elsevier Butterworth-Heinemann, 2008, 288 p.
Santana N.B., Rebelatto D.A., Perico A.E., Filho W.L. Technological Innovation for Sustainable Development: An Analysis of Different Types of Impacts for Countries in the BRICS and G7 Groups. International Journal of Sustainable Development & World Ecology, 2015, vol. 22(5), pp. 425–436. doi: 10.1080/13504509.2015.1069766
Chiesura А. The Role of Urban Parks for the Sustainable City. Landscape and Urban Planning, 2004, vol. 68, iss. 1, pp. 129–138. doi: 10.1016/j.landurbplan.2003.08.003
Шпилевая А.Н. Зарубежный опыт преобразования промышленных зон // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 8. С. 119–124.
Лободанова Д. Стратегии развития старопромышленных городов // Вопросы экономики. 2014. № 4. С. 56–76.
Сафонова Д.Е. Экореконструкция заброшенных промышленных зон в процессе рефункционализации // Архитектон: известия вузов. 2012. № 38. URL: Link.
Стрекалова А.С. Стейкхолдеры экологического маркетинга территорий: дифференциация, типизация и система референций // Материалы III Всероссийского симпозиума по региональной экономике. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2015. Т. II. С. 130–134.
Патока И. Формирование устойчивых локальных пространственных образований // Устойчивое развитие. 2014. № 21. С. 37–45.
Стрекалов С.Д., Гришин С.С., Пивченко А.В., Стрекалова А.С. К вопросу создания эффективного экологичного волнового автоколебательного ветродвигателя // Альтернативная энергетика и экология. 2014. № 4. С. 26–32.
Андронов П.Р., Гувернюк С.В., Досаев М.З., Дынникова Г.Я., Симоненко М.М., Стрекалов С.Д., Стрекалова Е.С. Устройство для преобразования возобновляемой энергии // Патент Российской Федерации № 2447320. 2010. URL: Link.
Динни К. Брендинг территории. Лучшие мировые практики. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 336 с.
Панкрухин А.П. Маркетинг событий в России: новый «мейнстрим»? // Практический маркетинг. 2012. № 3. С. 4–14.
Волков С.К. Территориальный маркетинг и брендинг в России: анализ кейсов // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2015. № 4. С. 286–291.
Похвощев В.А., Лукина А.В. Упущенные возможности роста: недофинансирование «зеленой» экономики России // Труды Вольного экономического общества России. 2015. № 1. Т. 190. С. 315–325.
Фролов Д.П. Маркетинговый подход к управлению пространственным развитием // Пространственная экономика. 2013. № 2. С. 65–86.
Фролов Д.П., Шишков В.А. Маркетинговая парадигма стратегического территориального менеджмента // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 2. С. 84–98.
Шишков В.А. Проблемы и перспективы маркетингового подхода к управлению региональным социально-экономическим развитием // Евразийский союз ученых. 2015. № 4. С. 26–28.