Предмет. Взаимосвязь маркетинговой деятельности и развития предпринимательских структур в России. Цели. Разработка методического подхода, позволяющего провести оптимизацию товарной номенклатуры и разработать дифференцированные маркетинговые стратегии управления продажами в разных сегментах. Методология. Использованы методы АВС/XYZ-анализа, а также кластерного анализа. Результаты. Предложенный в статье подход к анализу товарной номенклатуры апробирован на данных одной из предпринимательских структур винодельческой отрасли Крыма. Выделены кластеры товарной номенклатуры, имеющие сходные динамические характеристики по изменению значимости в объемах продаж и прогнозируемости спроса, сформированы рекомендации по повышению объема продаж, увеличению маржинальности, повышению конкурентоспособности. Выводы. Разработанный методический подход может рассматриваться как элемент информационно-методического обеспечения системы управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры.
Ключевые слова: предпринимательская структура, конкурентоспособность, система управления, маркетинговая деятельность, ABC/XYZ-анализ, кластерный анализ
Список литературы:
Кудревич В.В., Беляева М.С., Зубцова А.А. Финансовое обеспечение предпринимательства в Российской Федерации // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 1. С. 148–152. URL: Link
Барышев А.В., Авдеева И.Л. Факторы развития предпринимательских структур в условиях глобализации экономических процессов // Вестник Академии знаний. 2019. № 5. С. 31–39. URL: Link
Пискун Е.И., Брусникин К.Н. Развитие предпринимательских структур в современных условиях экономики России: тенденции и факторы влияния // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. № 2. С. 54–68. URL: Link
Шевченко С.А., Игитханян О.С. Экономическая сущность понятия конкурентоспособности предпринимательских структур // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11. Ч. 4. С. 524–529. URL: Link
Строков М.А., Рудакова О.В. Конкурентоспособность российских предприятий и фирм в условиях глобализации мировой экономики: монография. Орел: Орловский государственный университет экономики и торговли, 2016. 111 с.
Чистякова О.В., Бабкин А.В. Особенности функционирования предпринимательских структур в условиях цифровой экономики. В кн.: Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровизации. СПб: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017. С. 132–153.
Хакимов А.Х. Конкурентный потенциал и конкурентоспособность предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. 2018. № 4. С. 121–126. URL: Link
Соболева О.А. Маркетинговая деятельность: цель, виды, подходы к определению понятия // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2017. № 5. С. 48–54. URL: Link
Лапаева О.Н. Принцип эффективного выбора многопроекционного решения // Статистика и Экономика, 2015. № 2. С. 83–85. URL: Link
Адаптивные методы в системах принятия решений: монография / Под ред. Н.А. Кизима, Т.С. Клебановой. Харьков: ИНЖЭК, 2007. 368 с.
Модели оценки, анализа и прогнозирования социально-экономических систем: монография / Под ред. Т.С. Клебановой, Н.А. Кизима. Харьков: ИНЖЭК, 2010. 280 с.